COVID-19, практическая педагогика и философия образования

Том 5, номер 3, 2020, с. 341–352

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 565 КБ, просмотров: 277)

Аннотация:

Статья рассматривает проблемы, связанные с COVID-19, в сфере практической педагогики и философии образования. Вирус высветил неравенство и несправедливость во многих областях культурной, социальной, хозяйственной и политической жизни. Сложности, вызванные распространением коронавируса, привели к серьезным сбоям и в области школьного обучения в разных странах мира, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. COVID-19 стал невероятным испытанием цифровой готовности учебных заведений: образовательный процесс был нарушен более чем у миллиарда студентов и школьников из 160 стран. Министерство просвещения России в рамках программы «Помоги учиться дома» обеспечило почти полмиллиона школьников компьютерами для дистанционного обучения, в связи с переходом на домашнее обучение с элементами дистанционного образования, и предоставило необходимую технику тем, кто не имел возможности еѐ приобрести. Стало понятно, что решение кризисных проблем требует кардинальной смены точки зрения на сложившиеся установки в педагогике и философии образования. Необходимо выяснить важность: а) знания онлайн, лицом к лицу или гибридное обучение; b) особенность когнитивных, социальных и эмоциональных переходов студентов на новые платформы обучения. Так инициируется интерес к образовательным технологиям, поддержке педагогов и обоснованию новаций в философии образования. Противники дистантной формы говорят об упущении в социализации детей, в сфере воспитания, организации научных обществ и творческих коллективах. В свою очередь философия образования должна предложить гибкое и конкретное решение проблем.

Ключевые слова:

СOVID-19, здравоохранение, образование, дистантное образование, проблемы онлайн обучения, образовательные технологии, история философии образования

Автор:

Колесников Анатолий Сергеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, г. Санкт-Петербург, Россия

Благодарности:

Работа выполнена при поддержке фонда РНФ № 17-18-01440 «Антропологическое измерение истории философии».

Для цитирования:

Колесников А.С. Covid-19, практическая педагогика и философия образования // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 341–352.

Библиографический список:

  1. Arias M.B. Internet disparity challenges schooling for all. Center for Applied Linguistics (CAL) Commentary [Электронный ресурс]. URL: http://www.cal.org/news-andevents/in-the-news/internet-disparity-challenges6_1_2020.
  2. Blake N., Smeyers P., Smith R., and Standish P., (eds.). The Blackwell Guide to the Philosophy of Education, Oxford: Blackwell. 2003.
  3. Береговая О.А. Китайская философия образования: между традицией и модернизацией // Общество: философия, история, культура. 2019. № 5. С. 36–40.
  4. Береговая О.А., Палишева Н.В. На стыке западного и восточного: философское осмысление образования в колониальной Индии // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. С. 157–162.
  5. Brown A.M. Emergent strategy: Shape change, changing worlds. AK Press. 2017.
  6. Cochran-Smith M., Ell F., Ludlow L., Grundoff L., Aitken G. The challenge and promise of complexity theory for teacher education research. Teachers College Record. 2014.Vol. 116. No. 5. P. 1–38.
  7. Freire P. Pedagogy of the oppressed (30th anniversary ed.). Continuum. (Original work published 1970). 2000.
  8. Kay Jilly Boyce, Wood Helen. Cultural commons: Critical responses to COVID-19. Part 2. European Journal of Cultural Studies. Aug. 30. 2020 | Online First.
  9. Methods in philosophy of education, edited by Frieda Heyting, Dieter Lenzen, and John White. London; New York: Routledge. 2001.
  10. O’Connor J. Art and culture after Covid-19. [Электронный ресурс]. URL: https://wakeinalarm.blog/2020/04/09/art-andculture-after-covid-19/(дата обращения 15.05. 2020).
  11. Operating schools during COVID-19: CDC’s Considerations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/community/schools-childcare/schools.html (дата обращения 17.05. 2020).
  12. Page S. Back to school? 1 in 5 teachers are unlikely to return to reopened classrooms this fall, poll says.US Today. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/10RBEPf8Swm43Jtl7uz3GN2w40czC_0J7LZCsFrINkMc/edit (дата обращения: 26.05.2020).
  13. Palmer А. Advisery Editors Liora Bresler and David E. Cooper. Routledge. London and New York. 2003.
  14. Patel L. Decolonizing education research: From ownership to answerability. Routledge. 2016.
  15. Phelps G. Just knowing how to read isn’t enough! Assessing knowledge for teaching reading. Educational Assessment, Evaluation and Accountability 21. 2009. No. 22. P. 137–154.
  16. Rauf D.S. Rapid deployment of remote learning: Lessons from 4 districts. Education Week. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edweek.org/ew/articles/2020/03/19/rapid-deployment-of-remote-learning-lessons-from.html (дата обращения 04.06.2020).
  17. Richmond G., Bartell T., Cho C., Gallagher H.A., He Y., Petchauer E., Cardenas-Curiel L. Home/School: Research imperatives, learning settings, and the COVID-19 pandemic. Ed Prep Matters. [Электронный ресурс]. URL: https://edprepmatters.net/2020/05/home-school-researchimperatives-learning-settings-and-the-covid-19-pandemic/(дата обращения 15.05.2020).
  18. Shulman L.S. Those who understand: Knowledge growth in teaching // Educational Researcher. 1986. Vol. 15. No. 2. P. 4–14.
  19. Snowden D., Boone M. A leader’s framework for decisionmaking // Harvard Business Review. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2007/11/a-leaders-frameworkfor-decision-making (дата обращения 20.05.2020).
  20. Trevors Greg, Duffy Melissa C. Correcting COVID-19 Misconceptions Requires Caution // Educational Researcher. 2020. September 8.
  21. Tuck E. Foreword. In Patel L. (ed.), Decolonizing education research: From ownership to answerability (pp. xii-xv). Routledge. 2016.
  22. United Nations. The impact of COVID-19 on children [Policy brief]. [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-04/160420_Covid_Children_Policy_Brief.pdf (дата обращения 13.05.2020).
  23. Van Lancker W., Parolin Z. COVID-19, school closures, and child poverty: A social crisis in the making // The Lancet. Vol. 5. No. 5. P. 243–244.
  24. Zapp Mike, Lerch Julia C. Imagining the World: Conceptions and Determinants of Internationalization in Higher Education Curricula Worldwide Sociology of Education // Journals.sagepub. P. 1–21.