Условия информатизации воспитательной сферы в рамках образовательного пространства вуза

Том 5, номер 1, 2020, с. 43–53

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 228 КБ, просмотров: 311)

Аннотация:

Задача формирования единого образовательного пространства ставится на разных уровнях управления образованием, но зачастую она решается ситуационно, без предварительного теоретического психологопедагогического осмысления и моделирования. Воспитательная сфера в деятельности вуза существенно отличается от других. Кроме того, она специфична в каждом учебном заведении. Поэтому информатизация воспитательных процессов по сравнению с другими направлениями несколько запаздывает. При этом информационные средства активно используются студентами, но в отсутствии системы они остаются некими дополнительными элементами, не влияющими на эффективность воспитательной деятельности в целом. Тем не менее, в современных условиях информационные технологии, с одной стороны, являются необходимым элементом воспитания, созвучным фокусу внимания молодежи, каналами влияния, по которым можно транслировать воспитательные идеи и принципы, а с другой, сами являются предметом педагогического, этического, философского осмысления. Для успешного функционирования информационного воспитательного пространства необходим определенный комплекс условий и отдельное направление работы по формированию контента, задачей которого будет не только развитие личности студента, но и мировоззренческих установок. Интеграция информационных и телекоммуникационных средств, используемых в воспитательной сфере, объединение их в рамках единого пространства вуза, решит множество задач, и прежде всего, будет реализован принцип однократного ввода, отсутствия несогласованности, разнородности данных, единых сведений во всех источниках, что переведет количественное наличие информационных средств на новый качественный уровень существования.

Ключевые слова:

воспитательная деятельность, информационное образовательное пространство, воспитательная система, информационные технологии, информационное влияние

Автор:

Денисова Алла Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Россия

Для цитирования:

Денисова А.Б. Условия информатизации воспитательной сферы в рамках образовательного пространства вуза // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 43–53.

Библиографический список:

  1. Атанасян С.Л. Информационная образовательная среда педагогического вуза: информатизация научных исследований преподавателей и сотрудников // Вестник Московского городского педагогического университета. 2007, № 2 (10). С. 56–60.
  2. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования. 2007. Выпуск 2. С. 5–14.
  3. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензинского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 132–140.
  4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержание и технологии. М.: Просвещение, 2004. С. 56–84.
  5. Денисова А.Б. Влияние икт на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 1. С. 22–27.
  6. Денисова А.Б. Информационно-коммуникативная система воспитательного пространства вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. 2016. № 3 (37). С. 66–73.
  7. Денисова А.Б. Проблемы системы воспитания гражданской позиции студентов в технических вузах // Социальная компетентность. 2018. № 4. С. 41–48.
  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание… Воспитание? Воспитание! М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  9. Мясоедова Е.А., Будникова Г.А. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. № 2. С. 82–90.
  10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  11. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советcкая педагогика. 1991. № 11. С. 61–64.
  12. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. 240 с.
  13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: ВЛАДОС, 2006. 365 с.
  14. Прохоров А.М. Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 1023 с.
  15. Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
  16. Mills H. D., Dyer M. et al.: The management of software engineering // IBM Sistems Journal 24. 1980. P. 14–477.