Исследование готовности педагогов к реализации идей ФГОС дошкольного образования

Том 4, номер 1, 2019, с. 41–49

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 265 КБ, просмотров: 392)

Аннотация:

В статье рассматриваются ключевые положения ФГОС ДО, вызывающие у педагогов дошкольного образования сопротивления при их внедрении в практическую деятельность. Инновационный барьер, заключающийся в торможении, сдерживании, блокировании или полном неприятии инновационного введения в виде ФГОС ДО, объясняется личностными психологическими защитами, ориентирующими поведение человека на устойчивость и стабильность. С целью оценки степени понимания, принятия и реализации инновационных идей ФГОС ДО педагогами дошкольных учреждений автором разработана анкета, с помощью которой в дошкольных учреждениях города Нижний Тагил проведено исследование. Описывая результаты анкетирования, автор ссылается не только на положения ФГОС ДО, но и на идеи свободной педагогики, т. к. контент анализ текста современного дошкольного стандарта позволяет утверждать, что в его теоретико-методологической основе лежат идеи свободного воспитания. По итогу исследования автор выделяет ряд идей современного стандарта дошкольного образования, которые вызывают у педагогов наибольшую степень непонимания или непринятия. Среди таких идей: рассмотрение периода дошкольного детства как жизненного этапа, значимого самого по себе, а не как периода, предназначенного для подготовки к школе; приоритетность в развитии компетентностных новообразований и эмоционального интеллекта; поддержка инициативы и самостоятельности детей, предоставление им самостоятельного выбора вида деятельности, следования своим интересам и желаниям; изменение позиции педагога с авторитетного наставника, определяющего траекторию развития ребенка, на позицию старшего товарища, готового на диалог сотрудничества.

Ключевые слова:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, детские сады, дошкольная педагогика

Автор:

Николаева Анна Валерьевна, аспирант кафедры педагогики и психологии, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил, Российская Федерация

Для цитирования:

Николаева А.В. Исследование готовности педагогов к реализации идей ФГОС дошкольного образования // Социальная компетентность. 2019. Том 4. № 1. С. 41–49.

Библиографический список:

  1. Астафьева Е.Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С.Н. Дурылина // Историко-педагогический журнал. 2016. № 3. С. 38–53.
  2. Валеев А.А. Нравственное воспитание детей в условиях педагогики свободы // Воспитание школьников. 2007. № 6. С. 57–59.
  3. Загвязинский В.И. Строкова Т.А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3. С. 2–22.
  4. Князев Е. Константин Вентцель и «Дом свободного ребенка» // Дошкольное воспитание. 2015. № 8. С. 106–112.
  5. Корнетов Г.Б. К.Н. Вентцель – пророк свободного воспитания // Генезис педагогической мысли и педагогической практики в истории человеческой культуры. М.: АСОУ. 2016. С. 80–108.
  6. Людмила Петрановская. О том, как вырастить любознательного ребенка. [Электронный ресурс]. URL.: https://letidor.ru/psihologiya/lyudmila-petranovskaya-otom-kak-vyrastit-lyuboznatelnogo-rebenka.htm (дата обращения 2.02.2019).
  7. Маракушина И.Г. Психологические аспекты проблемы сопротивления инновациям в сфере образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2011. № 5. С. 141–147.
  8. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. М.: Московский центр качества образования. 2014. 160 с.
  9. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. СПб.: Астрель. 2005. 269 с.
  10. Николаева А.В. Идея свободного воспитания как основа современного стандарта дошкольного образования // История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография. М.: АСОУ. 2018. С. 250–259.
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. URL.: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 2.02.2019).
  12. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С. 4–6.
  13. ФГОС ДО в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. Волгоград: Учитель. 2015. 77 с.