Стажировка выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений как направление реализации активной политики занятости (на примере Иркутской области)

Том 4, номер 1, 2019, с. 72–79

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 341 КБ, просмотров: 435)

Аннотация:

Данная статья раскрывает эффективность реализации ведомственной целевой программы «Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области» за период с 2014 по 2018 г.г., основными критериями которой являются количество выпускников, направленных на стажировки в целях приобретения ими опыта работы, и доля трудоустроившихся из числа прошедших по месту прохождения стажировки. Данная программа направлена на выпускников, которые не могли найти работу и не трудились в течение одного года с момента окончания обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Подчеркивается, что важнейшими причинами недостаточного уровня трудоустройства среди выпускников являются, помимо отсутствия практического опыта и низкой заработной платы, также неразвитость института наставничества, отсутствие отлаженной системной работы с молодыми специалистами и механизма для профессиональной и социальной адаптации, закрепления их в трудовых коллективах. Рост уровня безработицы среди выпускников также зависит от их низкого уровня информированности о состоянии рынка труда и проводимых центрами занятости мероприятиями. Обосновывается вывод о том, что стажировки во время учебы в образовательных организациях и по направлению центров занятости не должны рассматриваться отдельно, более того, организация стажировок должна таким образом построена, чтобы они были вплетены в процесс обучения с младших курсов и финансироваться не отдельно средствами вуза, предприятий и регионального бюджета, а совместными усилиями. Повышению уровня конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников, как показывает опыт различных вузов и предприятий, способствует также создание интегрированных площадок – базовых кафедр, образовательных центров на предприятиях, организаций зарубежных стажировок, и не только студентов, но и преподавателей, а также изменение самого подхода к стажировке, которая должна быть самостоятельной частью учебного плана, а не являться составляющей производственной практики.

Ключевые слова:

выпускники, трудоустройство, стажировка, Иркутская область, субсидии, ведомственная целевая программа

Автор:

Копалкина Евгения Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Копалкина Е.Г. Стажировка выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений как направление реализации активной политики занятости (на примере Иркутской области) // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 1. С. 72–79.

Библиографический список:

  1. Болховитина Е.Н., Родина Г.Е., Угарова Ю.В. Организация стажировок студентов как форма взаимодействия работодателя, выпускника и вуза в системе трудоустройства // Вестник алтайской науки. 2015. № 1 (23). С. 95–98.
  2. Быков А.В., Ванчиков А.В. Организация стажировок – путь к трудоустройству выпускников университета // Сборник статей международной научно-методической конференции «Роль преподавателя в современном вузе». 2017. С. 74–79.
  3. Вадова Л.Ю. Система взаимодействия вуза и работодателей в подготовке будущих специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–5. С. 311–315.
  4. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г. Из опыта зарубежной стажировки студентов инженерностроительного факультета ИЖГТУ в техническом университете г. Брно // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 86–93.
  5. Дудук А.А., Юргель С.И., Свиридов А.В. Стажировка как элемент повышения компетентности выпускников. // В сборнике: Перспективы развития высшей школы. 2018. С. 234–236.
  6. Отчеты о деятельности Министерства труда и занятости Иркутской области. URL.: [Электронный ресурс]. URL.: https://irkzan.ru/content/отчеты_о_деятельности_министерства (дата обращения 07.02.2019 г.).
  7. Печенкина Т.И., Колосова М.В., Петров Е.В., Александрова Т.А. Технологии социальной работы по трудоустройству выпускников вузов (по опыту деятельности центра занятости населения г. Томска и Томского района) // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 257–268.
  8. Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL.: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения 07.02.2019 г.).
  9. Родина Г.Е., Любицкая В.А. Интерактивное взаимодействие с работодателем как современная технология решения проблем с трудоустройством выпускников в регионе // Вестник алтайской науки. 2015. № 3–4 (25–26). С. 462–465.
  10. Терещенко Т.М., Правдикова А.В. Опыт внедрения и реализации совместных российско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38–42.
  11. Тимофеева А.Ю. Некоторые аспекты трудоустройства выпускников технических вузов // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-трудовые отношения и управление человеческими ресурсами на современном этапе». 2016. С. 53–61.
  12. Урбанаева Е.Г. Технологии профилактики безработицы // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2016. Т. 1. № 1–1 (1). С. 54–57.
  13. Шкиль О.С., Осинцева В.С. Специфика стажировок для студентов в условиях компетентностного подхода // Материалы Российской национальной научной конференции с международным участием «Современные проблемы науки». 2017. С. 115–117.
  14. Шукенбаева А.А. Напряженность на рынке труда молодежи: тенденции и методы регулирования // Теория и практика общественного развития. 2016. № 7. С. 60–66.