Возможности содержания курса химии для развития творческой личности школьника

Том 3, номер 3, 2018, с. 25–34

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 208 КБ, просмотров: 474)

Аннотация:

Статья посвящена вопросам развития творческой личности школьников. Проблема творческой активности ребенка в учебном процессе стала актуальной еще в начале предыдущего столетия и до сих пор является предметом исследования многих педагогов и психологов. В работе анализируются понятия «творческие способности», «творческий потенциал», «творческая деятельность», которые принимают новое значение в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. Подробно представлена структура школьного курса химии, изучен потенциал содержания на предмет влияния решения творческих заданий на развитие личности школьника. Так, в структуру учебного предмета необходимо включать определенные формы учебной деятельности, направленные на развитие навыков творческой деятельности учеников. Проведенное исследование показало, что решение творческих заданий в процессе обучения химии занимает значительное место в данном вопросе. Были подобраны творческие задания для изучения одной из тем школьного курса химии: «Основные классы неорганических соединений», приведен перечень нескольких заданий, которые предлагались для решения учащимся. Для проверки эффективности их использования на уроке химии дважды было проведено анкетирование на выявление степени сформированности творческих способностей у учащихся восьмого класса – перед изучением выбранной темы и после знакомства с основными классами соединений. Результаты анкетирования после апробирования разработанной системы творческих заданий значительно улучшились. Исследование показало, что использование предложенной подборки творческих заданий является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях, способствует формированию у них творческих умений в исследовании, оценке и раскрытии сущности химических явлений, процессов, законов и методов познания.

Ключевые слова:

творческие способности, творческий потенциал, развитие личности, метапредметные результаты обучения, школьный курс химии, содержание учебного предмета

Автор:

Романова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики биологического образования, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Для цитирования:

Романова О.В. Возможности содержания курса химии для развития творческой личности школьника. Социальная компетентность. 2018;3(3):25–31.

Библиографический список:

  1. Бурая И.В., Аранская О.С. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности // Химия в школе. 2001. № 10. С. 23–32.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
  3. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты нового поколения. М.: Просвещение, 2009. 48 с.
  4. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. Книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. 158 с.
  5. Лямин А.Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 10. С. 96–100. URL: https://e-koncept.ru/2013/13210.htm (10.09.2018).
  6. Примерные программы по учебным предметам. Химия 10-11 классы: стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. 88 с.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы: стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2012. 92 с.
  8. Романова О.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе их подготовки к дистанционным химическим олимпиадам // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 5. С. 72–81.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.school7keys.com/files/File/2015/10/18/Federal_nij_gosudarstvennij_obrazovatel_nij_standart_osnovnogo_obshego_obrazovaniya_ot_17_dekabrya_2010.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
  10. Чалая Г.В. Система работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности. Минск, 2008. 44 с.