Организация коммуникации при дистанционной форме обучения (на примере работы в системе «ГЕКАДЕМ»)

Том 3, номер 2, 2018, с. 54–61

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 239 КБ, просмотров: 594)

Аннотация:

Статья посвящена дистанционной модели обучения иностранным языкам в высшей школе в социокультурном контексте, которая направлена на формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, его нравственного мировоззрения средствами познания иноязычных культур в сравнении с исходной культурой, при активном использовании компьютерных технологий. В данной работе выделяется и рассматривается вопрос организации интеракции между студентами и тьютором при дистанционной форме обучения с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению, при котором усилие педагога направлено на формирование поисковой активности обучающегося и развитие дивергентного мышления. Специфика дисциплины «Иностранный язык» заключается в его деятельностной основе, которая предусматривает формирование языковых и речевых умений у каждого обучающегося благодаря особой организации упражнений и практических заданий в соответствующем виде речевой деятельности. Цель статьи – рассмотреть особенности коммуникации в процессе дистанционного обучения на примере разработанного в Иркутском национальном исследовательском техническом университете курса по дисциплине «Иностранный язык» в системе «ГЕКАДЕМ». Актуальность обусловлена высокой востребованностью со стороны общества дистанционных курсов и программ, в том числе по иностранным языкам. Новизна статьи заключается в описании одного из успешно применяемых в Иркутском национальном исследовательском техническом университете дистанционных курсов. Теоретическая значимость и практическая ценность исследования состоят в том, что организованный формат коммуникации в данном курсе может использоваться при разработке других электронных курсов. В процессе работы над статьей с целью получения отзывов о дистанционном образовании был использован метод опроса (групповое анкетирование). Материалом для исследования послужили открытые данные социальных сетей, постановления Министерства образования и Правительства.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, электронный ресурс, виды коммуникации, особенности коммуникации, корреспондентный характер коммуникации, тьютор, система «ГЕКАДЕМ»

Автор:

Башмакова Ирина Степановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1 Института лингвистики и межкультурной коммуникации, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Башмакова И.С. Организация коммуникации при дистанционной форме обучения (на основе работы в системе «ГЕКАДЕМ») // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 2. C. 54–61.

Библиографический список:

  1. Башмакова И.С. Инновационные технологии и средства обучения, направленные на формирование интереса к изучению иностранных языков у студентов технических вузов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 255–259.
  2. Богомолов А.Н. Сетевой интерактивный курс дистанционного обучения: из опыта создания программного обеспечения // Применение новых технологий в образовании: материалы докладов XVI Междунар. конф. (Троицк, 28–29 июня 2005 г.). Троицк. С. 215–218. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/004676/sec3.pdf (03.03.2018).
  3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (23.02.2018).
  4. Михеева Ю.А. Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации // Интерактивная наука. 2016. № 3. С. 120–125. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-forum-kakrechevoy-zhanr-virtualnoy-kommunikatsii (25.04.2018).
  5. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: Мысль, 1998. 192 с.
  6. Попова Н.Е., Чикова О.А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. С. 17–26. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1402.02
  7. Рожина Л.В., Карпукова А.Л., Сладкова А.В. Современные педагогические технологии. Иркутск: ИГУ, 2006. 191 с.
  8. ФГОС ВО специальности 45.03.02: Лингвистика (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 7 августа 2014 г. № 940). [Электронный ресурс]. URL: http://classinform.ru/fgos/45.03.02-lingvistika.html (13.03.2018).