Когнитивный подход при анализе полисемантичных глаголов (на примере глагола «exhibit»)

Том 3, номер 2, 2018, с. 33–39

[ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 256 КБ, просмотров: 563)

Аннотация:

В работе представлен когнитивный анализ глагола exhibit, который имеет в своей семантике перцептивный компонент. В статье рассматриваются различные ситуации восприятия с некоторыми лексико-семантическими вариантами данного глагола. При этом автор описывает характеристики участвующего в них Наблюдателя, который, выступая в различных ипостасях, проявляет сложные когнитивные уровни восприятия и формирует мыслительные репрезентации, основанные на наблюдениях. В статье также выявляются особенности Наблюдаемого, являющегося дифференцирующим признаком при разделении конструкций с exhibit на подгруппы. Анализ показывает, что исследуемый глагол может категоризовать не только перцептивно ориентированные действия, но и перцептивные события. Автор приходит к выводам, что глагол exhibit может категоризовать перцептивно ориентированные действия выставления оригинальных предметов в специально предназначенных для этого местах для обозрения коллективного Наблюдателя. Исследуемый глагол может также организовывать высказывания, описывающие перцептивно ориентированные действия, с помощью которых субъект показа пытается убедить Наблюдателя в своей правоте. Кроме того, автор выявляет, что с помощью глагола exhibit могут описываться ситуации, в которых Наблюдатель воспринимает, интерпретирует и оценивает различные проявления чувств, эмоций или черт характера. Подчеркивается, что необходимо учитывать взаимодействие Наблюдателя и Наблюдаемого при проведении когнитивного анализа.

Ключевые слова:

показ, действие, событие, восприятие, Наблюдатель, Наблюдаемое, агенс, интерпретация, лексико-семантический вариант

Автор:

Холдеева Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Холдеева Е.Ю. Когнитивный подход при анализе полисемантичных глаголов (на примере глагола «exhibit») // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 2. С. 33–39.

Библиографический список:

  1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
  2. Архипов И.К. Язык и языковая личность. СПб.: Книжный дом, 2008. 248 с.
  3. Верхотурова Т.Л. Метакатегория «наблюдатель» в научной картине мира // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы: сб. науч. тр. М.: Гнозис, 2006. C. 45–65.
  4. Верхотурова Т.Л. Фактор наблюдателя в языке науки: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2008. 290 с.
  5. Ковалева Л.М., Богданова С.Ю., Семенова Т.И. Слово в предложении: кол. монография. Иркутск: ИГЛУ, 2010. 281 с.
  6. Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 472 с.
  7. Падучева Е.В. Наблюдатель как Экспериент «за кадром» // Слово в тексте и словаре. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 185–201.
  8. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.
  9. Холдеева Е.Ю. Процесс оценивания в семантике глаголов показа (на материале современного английского языка) // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2014. № 2 (27). С. 98–103.
  10. British National Corpus [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/bnc/ (03.05.2018).
  11. Collins Cobuild Advanced Learner’s English Dictionary. New York: Harper Collins Publishers, 2007. 496 p.
  12. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/coca/ (03.05.2018).
  13. Hornby A.S. The advanced learner’s dictionary of current English. М.: АСТ, 2006. 1566 р.
  14. Oxford Dictionary of English. Oxford: Oxford University Press, 2005. 2088 p.
  15. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow: Longman, 2000. 1668 p.
  16. King S. The Shining [Электронный ресурс]. URL: http://fobook.ru/category/original/ (02.05.2018).