Особенности функционирования этикетной единицы «извинение» в диалогической речи

Том 3, номер 1, 2018, с. 27–33

[ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 177 КБ, просмотров: 587)

Аннотация:

В работе анализируются особенности функционирования этикетной единицы «извинение» в диалогической речи. В частности, выявляются основные ее функциональные характеристики, изучаются условия и факторы успешного использования в рамках диалога. В результате анализа установлено, что функционирование данной единицы соответствует основным принципам вежливости и кооперации, соблюдение которых может способствовать успешному осуществлению межличностного коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова:

извинение, диалогическая речь, кооперативное речевое поведение, речевой этикет, успешное коммуникативное взаимодействие

Автор:

Туфанова Юлия Валерьевна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Туфанова Ю.В. Особенности функционирования этикетной единицы «извинение» в диалогической речи // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 1. С. 27–33.

Библиографический список:

  1. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в стуктуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 84–99.
  2. Баринова Г.А., Красильникова Е.В., Капанадзе Л.А. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / отв. ред. Е.А. Земская. М.: Наука, 1973. 488 с.
  3. Вересаев В.В. Поветрие // Повести. Рассказы. М.: Правда, 1980. С. 91–110.
  4. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 220–227.
  5. Иванов А. Географ глобус пропил. М.: АСТ ; СПб. : Азбука-классика, 2008. 507 с.
  6. Колшанский Г.В. Паралингвистика: монография. Изд. 2, доп. М.: URSS, 2005. 93 с.
  7. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Издательско-торговый дом гуманитарной книги «Гнозис», 2003. 375 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  9. Романова Г.В. Осколки ледяной души. М.: Эксмо-Пресс, 2007. 320 с.
  10. Туфанова Ю.В. Функциональные особенности лингвистической вежливости в коммуникативной ситуации извинения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 2 (85). С. 316-321.
  11. Туфанова Ю.В. Этикетная единица «извинение» как регулятор речевого поведения общающихся // Социальная компетентность. 2017. Т. 2. № 1. С. 34-39.
  12. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход: монография. М.: Русский язык, 2002. 216 с.
  13. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет. Русско-английские соответствия: справочник. М.: Высшая школа, 1990. 95 с.
  14. Galsworthy J. The White Monkey // A Modern Comedy. В 3 т. Т. 1. M.: Издательство литературы на иностранных языках, 1956. 328 с.
  15. Goffman E. Das Individuum im offentlichen Austausch. Frankfurt am Main.: Suhrkamp Verl., 1974. 512 p.
  16. Leech G.N. Principles of pragmatics. London – New York, 1983. 273 p.
  17. Shaw I. The Troubled Air. New York, 1987. 510 p.